Пятница, 03 Март 2024
Помощь психолога. Сообщество. Популярные статьи по психологии. Онлайн видео по психологии. Аудио тренинги. Библиотека психолога. Литература по психологии. Консультации и обсуждение типичных ситуаций нашей жизни. Помощь квалифицированных специалистов. Семейная психология. Психология подростков. Психолог для подростка. Форум по психологии. Все это на нашем портале PsychoLive.ru
Привязанность PDF Печать E-mail
Дневник психолога
Добавил(а) Анжела Зубова   
08.11.13 12:18

Посмотрите, как в игре ребенок воспроизводит свои семейные отношения, подумайте, какой опыт мы взяли в свою взрослую жизнь...

Dim lights Embed Embed this video on your site

Как вам кажется, почему одни из нас открыты миру и с удовольствием и доверием вступают в новые отношения, а других останавливает  страх предательства и убежденность, что людям доверять нельзя? В 1960-70 гг. английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби решил исследовать динамику долговременных отношений между людьми и на основе этого создал свое теорию привязанности. Наиболее важное положение этой теории состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения с близким человеком, который бы достаточно хорошо о нём заботился.

Боулби утверждал, что страх одиночества - один из самых сильных страхов в человеческой жизни. За этим страхом стоят веские биологические причины. На протяжении всей истории человечества людям удавалось наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять опасностям с помощью своих близких. Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к близким людям.

Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. В 1969 г. М. Эйнсворт предложила эксперимент «незнакомой ситуации». Речь идет об исследовании поведения ребенка возрасте 1 года, от которого на некоторое время уходит мать, оставляя его играть одного или с незнакомым человеком. Также изучалось, как ребенок встречает свою мать после длящейся несколько минут разлуки. Мэри заметила, что у матерей, имеющих хороший эмоциональный контакт со своим ребенком, дети меньше плакали; они не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней. Такой тип привязанности получил название «безопасная привязанность». Другой вариант поведения – когда дети не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, получил название «избегающая привязанность». И, наконец, поведение детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "амбивалентной привязанностью». Два последних типа привязанности, которые не способствуют развитию психических функций у детей, формируются, когда происходит общение с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»). А ведь в нашей стране выросло целое поколение детей, которых старались «не приручать к рукам»!! То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.

Одно из главных положений теории привязанности состоит в том, что в своей дальнейшей жизни человек будет воспроизводить модели привязанности, сформировавшиеся у него в раннем детстве при взаимодействии с родителем. Различия в типе привязанности приводят к тому, что одни люди уверены в себе, открыты опыту, стойко переносят разлуку; другие тревожатся по поводу возможного пренебрежения, отвержения или одиночества; а третьи не доверяют окружающим, самодостаточны, замкнуты и враждебны.

То есть, опыт привязанности, в конечном счете, интериоризуется в представления и ожидания в отношении других людей и собственного Я, - в представления, которым суждено влиять на личность на протяжении всей жизни человека.

Боулби изучал также эффекты интернатской депривации. Его особенно поразила неспособность многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов "личностями, лишенными любви"; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода(до 8-9 мес) – возраст, когда практически все дети испытывают страх разлучения со значимым взрослым, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.

Еще больше Боулби занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, который снял коллега Боулби Джеймс Робертсон. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию 2-х летней девочки Лоры. Посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.

Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.

К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но если разлучение было продолжительным и ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может навсегда утратить доверие к людям.

 

Последнее обновление 23.12.16 13:39
 
Ассертивность PDF Печать E-mail
Дневник психолога
Добавил(а) Angela Zubova   
22.10.13 16:14

- Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.

- Почему же вы отказываетесь?

- Не хочу.

- Вы не сочувствуете детям Германии?

- Сочувствую.

- Жалеете по полтиннику?

- Нет.

- Так почему же?

- Не хочу.

 

Многие из вас умеют так достойно, спокойно и уверенно отвечать желающим залезть на Вашу шею? Профессор Преображенский из тех, кто уважительно относится к себе, своим желаниям. Но при этом не грубит, а изящно выдерживает свою линию. Это – образец так называемого ассертивного поведения.

Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, заявлять, отстаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.

Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.

В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, у кого-то иная модель поведения - добиваться своего, не считаясь ни с кем и ни с чем. Детей редко уважают. Любят, как могут, заботятся, опекают, а вот с уважением, с учетом мнения ребенка, обычно плохо. Приходится детям усваивать предлагаемые способы психологического выживания в семье и пользоваться ими всю оставшуюся жизнь.

В любой ситуации мы используем какой-то стиль поведения – и в большой степени от него зависит полученный результат.

Мы можем вести себя пассивно – то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.

Можем вести себя агрессивно – бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.

Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.

Но есть и третий вариант поведения – ассертивность, «золотая середина» между агрессией и пассивностью.

Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.

При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается.

Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны: «Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу».

Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.

У меня есть право выражать свои чувства

У меня есть право выражать свои мнения и убеждения

У меня есть право говорить «да» или «нет»

У меня есть право менять свое мнение

У меня есть право сказать «Я не понимаю»

У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей

У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей

У меня есть право просить о чем-то других

У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты

У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились

У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их

У меня есть право быть нелогичным, принимая решения

У меня есть право сказать «Мне все равно»

У меня есть право быть несчастным или счастливым

 
Старые психологические эксперименты PDF Печать E-mail
Дневник психолога
Добавил(а) Angela Zubova   
26.09.13 12:26

 

Один из основателей бихевиоризма, Джон Уотсон, в 1920 году после ряда экспериментов на собаках и крысах, решил шагнуть дальше исследования животных. Так начался психологический эксперимент, который вошел в историю психологии под названием «Маленький Альберт». Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть.

В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы.

Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.

И еще один подобный эксперимент. В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят.

Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни.

Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии.

Очень жестокие эксперименты. Есть о чем задуматься. Когда мы, родители, воспитывая ребенка, ограничиваем его во многих  естественных проявлениях, ругаем за желание познать мир – залезть ли на дерево, померить ли глубину лужи, разобрать дорогую игрушку, чтобы узнать, а что же внутри? - задумайтесь, ведь мы, как Уотсон, формируем ребенку вечный страх познания всего нового, жажду развиваться и экспериментировать. И когда ребенок подрастает, удивительно, что мы же, родители, которые пугали и ограничивали его,  начинаем ждать от него самостоятельности, креативности, желания учиться, умения принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность ….Вспомните исходы экспериментов – страх закрепляется на всю жизнь. Не наносите вред своему ребенку.

 

Последнее обновление 26.09.13 13:19
 
Профессиональное определение подростков PDF Печать E-mail
Статьи читателей
Добавил(а) Angela Zubova   
18.09.13 11:43

 

Очень хорошая статья от психолога Екатерины Бурмистровой про то, что происходит с нашими детьми, чем мы можем им помочь и как это делать правильно.

"Формирование воли и профессиональное самоопределение

Формирование воли подростка обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.

С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки — дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.

Подростки так устроены — им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено — старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.

Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.

Профессия или заработок?

Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что профессия важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное — сколько денег я заработаю.

Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра — нарисован цветок, на лепестках которого были написаныразные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.

Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.

Сложности в выборе профессии

Профориентация — это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.

В советское время в школе был предмет — ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии — повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.

То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?

Несамостоятельность современных детей

Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно — от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей — так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».

Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.

Есть выход?

Как всего этого избежать? Мое мнение — хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае — за него. Проверять — по требованию, когда ребенок просит проверять.

И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.

Мне кажется, мегаполис — очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей — расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.

А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.

Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.

Получается, что ребенок в классе — один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе — все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.

Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.

Нет готовых ответов

Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов — себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.

И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому — или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это родители должны знать.

Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор."

 

Последнее обновление 18.09.13 11:45
 
ЗАВИСИМОСТЬ PDF Печать E-mail
Дневник психолога
Добавил(а) Анжела Зубова   
03.09.13 21:58

Тема зависимости (будь то зависимость от химических веществ, от азартных игр, от унижающих отношений с партнером…) – одна из самых сложных тем в терапии, т.к. зависимое поведение переживается как эго-синтонное – как собственный выбор, более того, как единственное ценное удовольствие. Формирование зависимости происходит в раннем детском возрасте в ответ на невозможность удовлетворения тех или иных потребностей ребенка значимым взрослым в тот период развития, когда у ребенка еще недостаточно собственных ресурсов для выживания. В дальнейшем ребенок развивает и закрепляет такие формы поведения, которые помогают ему избегать того ужаса, гнева, страха, которые он пережил в момент травмы. Это либо «прилипающее, угодливое» поведение, которое направлено на сохранение лояльности партнера любой ценой, либо отчужденное, настороженное поведение, которое направлено на удерживание партнера на расстоянии от себя, «непривязанность» к людям. И то, и другое – проявление несвободы: в первом случае невозможно «отойти», во втором «подойти» к людям. Зависимости, демонстрирующие высшую степень свободы от отношений и одновременно сильнейший страх одиночества – зависимость от химических веществ, игр, пищевая зависимость и т.д.

Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к полному разрушению уверенности в себе, сужению социальной активности, к потере контакта с собственными потребностями, блокировке развития, распаду отношений.

Зависимым людям свойственно переживание пустоты, скуки, подавленности в отсутствие объекта зависимости, сдерживание негативных чувств, соматизация, депрессия. Так как зависимое поведение не одобряется социумом, параллельно идут стыд, вина за свое зависимое поведение и страх от него отказаться, потому что за ним, за этим страхом стоит ужас одиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляется амбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, и страх ее «потревожить».

Зависимый человек – пограничная личность, особенностями которой являются примитивные механизмы защиты, нарушение тестирования реальности, низкая способность к сублимации, низкая толерантность к тревоге, быстрый регресс на более раннюю стадию развития в стрессовой ситуации.

Психотерапия – это процесс «подращивания» пациента с того момента, когда сформировавшееся зависимое поведение практически остановило его духовное развитие. В таких случаях особенную ценность приобретает групповая терапия, помогающая получить навыки социального общения, дающая возможность справиться с чувствами стыда и вины через сопереживание и принятие себя и других членов группы.

 
Другие статьи...
Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 Следующая > Последняя >>

Страница 3 из 8
Copyright © 2024 psycholive.ru. All rights reserved