12, 13 и 14 ноября в Москве в Доме Архитектора Конференция Психологические техники.Как помочь писателю. Один из мастер-классов буду проводить я. Психология и кино, что может быть интересней?
21 сентября 2016 г. стартует мой Курс Практической Психологии. Приглашаю всех. кто хочет узнать как работает психолог и попробовать себя в этой профессии.
Дизайнер = это человек, который должен преуспеть не только и даже не столько в искусстве дизайна, но и быть профессионалом в искусстве общения с клиентом. 17 мая стартует мой любимый тренинг, где всего за 4 встречи мы серьезно продвинемся в своих знаниях и опыте понимания человеческих потребностей. Жду всех желающих. Запись по тел Академической Школы Дизайна +7(499)238 31 32
23 января в субботу продолжит свою работукиноклуб в Плане Б. Встречи будут проходить регулярно 2 раза в месяц.
Приходите к нам в 18.00 на 2,5 = 3 часа, чтобы посмотреть хороший фильм в интересной компании, с последующим обсуждениемсамых захватывающих моментов. Так же есть прекрасная возможность после просмотра побывать в ролях любимых персонажей, проиграть самые эмоциональные сцены фильма. Возьмем самое увлекательное изкино, театра и психологии.
Для участия в просмотре и обсуждении фильма никакой психологической подготовки не требуется. Ждем тех, кто уже был с нами и всех, кто настроен на творческий субботний вечер.
Ждем вас 23 января в 18.00 на кинофильм Дэвида Кроненберга «Опасный метод»
Анжела Зубова, психолог, психоаналитик, группаналитик, ведущая психодинамических групп, преподаватель курса «Взаимодействие психотерапевта и клиента» т.+7(916)5006626
Михаил Зубов, психолог, психодраматист, автор и ведущий психологических тренингов и групп т.+7(916)5006616
Адрес:ул.Пилота Нестерова, 7, вход через стеклянный подъезд
Стоимость 500 руб
Приглашаю всех желающих в учебную группу, начало которой планируется в марте. Подробности в статье Курс Практической Психологии. Записывайтесь по тел. +7(916)500 66 26
13 сентября 2015 после летнего перерыва продолжит свою работу воскресная психодинамическая группа. Желающие попасть в группу в этом году - приглашаю на собеседование. Связаться со мной можно по т.8-916-500-6626 Анжела
Весенний старт тренинга "Искусство продажи творческого продукта". Приглашаю на занятия. Учимся работать с людьми тонко и грамотно. Начало 14 мая. Всего 4 встречи по четвергам с 13.00 до 15.45. Кажется, есть еще места. Уточняйте в адиминистрации школы. До встречи)
3 декабря в Академической Школе Дизайна начнется тренинг "Искусство продажи творческого продукта". Еще можно записаться) тел. +7(499)238-3132
с 12 октября каждое воскресенье с 15.00-16.30 в Академической Школе Дизайна начинает работу психодинамическая группа. Ведущая психолог Анжела Зубова
Приглашаю всех желающих на бесплатную презентацию курса практической психологии. На этой встрече мы познакомимся, я расскажу, как будут проходить наши занятия, постараюсь ответить на ваши вопросы. Встреча состоится 24 июня 2014 года в помещении Центра образования "Престиж" в 18.00.
По всем вопросам обращаться по телефонам:
8-499-238-77-81 , МЦО «Престиж»
8-499-238-99-43, МЦО «Престиж»
+7-916-500-66-26 Анжела Зубова, руководитель курса.
Психодрама по четвергам.
Тренингово-терапевтическая группа «Театр+Психология»
Еще древние греки знали, что театр – это не только зрелище, развлечение, но и глубоко целебный процесс. Психодрама – это метод, который соединил театр и психологию. Его основатель Я.Морено создал этот метод, работая с детьми и поощряя их к импровизированному «проигрыванию» их житейских проблем, что давало благоприятный терапевтический эффект. Это наблюдение навело его на мысль организовать «спонтанный театр».
Постепенно психодрама пустила корни во многих странах. Европа, Америка, Япония используют этот метод для диагностики и лечения; для решения учебных, производственных и личных конфликтов, для развития креативности и спонтанности. В Россию этот метод пришел сравнительно недавно, но благодаря своей яркости и эффективности стал одним из самых ценных терапевтических методов. Приглашаю вас в тренингово-терапевтическую группу, где вы по своему желанию сможете попробовать себя в роли режиссера, актера или зрителя.
Темы наших мини спектаклей будете выбирать вы сами. Этими темами могут быть незаконченные отношения, манипуляции близких, трудность выбора, страх потери, желание разобраться в прошлом, попытка сконструировать будущее, интересный сон, который не выходит из головы и многое другое, что принесете только вы на эту удивительную группу.
Новые мысли, сильные эмоции, маленькие открытия – вот то, что вы каждую встречу сможете уносить с собой из нашей группы.
Ведущий: Зубов Михаил — психолог
Продолжительность встречи 2,5 часа
Время: четверг в 19-30, первая встреча 6 февраля.
Стоимость 1000 руб
Количество встреч — 3
При единовременной оплате стоимость 3-х встреч 2500 руб
По всем вопросам вы можете обратиться по тел+7-916-500-6616
Электронная почта: [email protected]
Всех желающих прошу ОБЯЗАТЕЛЬНО записаться на страничке Пунктума.
Новогодний Спектакль
Поздравляем всех с Новым Годом! Мне кажется несправедливым, что у наших детей есть новогодние елки, а у нас, взрослых, они закончились) Приглашаю Вас создать себе новогодний праздник с замечательной сказкой, чаепитием и новогодними подарками в виде прекрасного настроения, сильных эмоций и дружеского участия).
Морено, основатель психодрамы, считал, что самое ценное человеческое качество – это спонтанность.Я верю, что можно создать спектакль без долгих утомительных репетиций и дорогостоящих декораций. Не задавая роли, мы выберем их случайным бессознательным образом и создадим с чистого листа сказочный спектакль.
Вашу активность в спектакле вы выберете сами. Можно смотреть и получать удовольствие как зритель или быть активным участником. Приглашаем взрослых и детей.
Ведущий – Зубов Михаил, психолог.
Стоимость – 300 руб. Дети до 13 лет бесплатно.
Соки, печенья и конфеты, захваченные с собой, будут съедены и распиты в веселой компании)))
Всех желающих прошу ОБЯЗАТЕЛЬНО записаться в Пунктуме
Помощь психолога. Сообщество. Популярные статьи по психологии. Онлайн видео по психологии. Аудио тренинги. Библиотека психолога. Литература по психологии. Консультации и обсуждение типичных ситуаций нашей жизни. Помощь квалифицированных специалистов. Семейная психология. Психология подростков. Психолог для подростка. Форум по психологии. Все это на нашем портале PsychoLive.ru
Как вам кажется, почему одни из нас открыты миру и с удовольствием и доверием вступают в новые отношения, а других останавливает страх предательства и убежденность, что людям доверять нельзя? В 1960-70 гг. английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби решил исследовать динамику долговременных отношений между людьми и на основе этого создал свое теорию привязанности. Наиболее важное положение этой теории состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения с близким человеком, который бы достаточно хорошо о нём заботился.
Боулби утверждал, что страх одиночества - один из самых сильных страхов в человеческой жизни. За этим страхом стоят веские биологические причины. На протяжении всей истории человечества людям удавалось наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять опасностям с помощью своих близких. Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.
В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к близким людям.
Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. В 1969 г. М. Эйнсворт предложила эксперимент «незнакомой ситуации». Речь идет об исследовании поведения ребенка возрасте 1 года, от которого на некоторое время уходит мать, оставляя его играть одного или с незнакомым человеком. Также изучалось, как ребенок встречает свою мать после длящейся несколько минут разлуки. Мэри заметила, что у матерей, имеющих хороший эмоциональный контакт со своим ребенком, дети меньше плакали; они не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней. Такой тип привязанности получил название «безопасная привязанность». Другой вариант поведения – когда дети не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, получил название «избегающая привязанность». И, наконец, поведение детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "амбивалентной привязанностью». Два последних типа привязанности, которые не способствуют развитию психических функций у детей, формируются, когда происходит общение с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»). А ведь в нашей стране выросло целое поколение детей, которых старались «не приручать к рукам»!! То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.
Одно из главных положений теории привязанности состоит в том, что в своей дальнейшей жизни человек будет воспроизводить модели привязанности, сформировавшиеся у него в раннем детстве при взаимодействии с родителем. Различия в типе привязанности приводят к тому, что одни люди уверены в себе, открыты опыту, стойко переносят разлуку; другие тревожатся по поводу возможного пренебрежения, отвержения или одиночества; а третьи не доверяют окружающим, самодостаточны, замкнуты и враждебны.
То есть, опыт привязанности, в конечном счете, интериоризуется в представления и ожидания в отношении других людей и собственного Я, - в представления, которым суждено влиять на личность на протяжении всей жизни человека.
Боулби изучал также эффекты интернатской депривации. Его особенно поразила неспособность многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов "личностями, лишенными любви"; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода(до 8-9 мес) – возраст, когда практически все дети испытывают страх разлучения со значимым взрослым, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.
Еще больше Боулби занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, который снял коллега Боулби Джеймс Робертсон. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию 2-х летней девочки Лоры. Посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.
Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.
К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но если разлучение было продолжительным и ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может навсегда утратить доверие к людям.
- Хочу предложить вам, - тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, - взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
- Нет, не возьму, - кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.
Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налетом.
- Почему же вы отказываетесь?
- Не хочу.
- Вы не сочувствуете детям Германии?
- Сочувствую.
- Жалеете по полтиннику?
- Нет.
- Так почему же?
- Не хочу.
Многие из вас умеют так достойно, спокойно и уверенно отвечать желающим залезть на Вашу шею? Профессор Преображенский из тех, кто уважительно относится к себе, своим желаниям. Но при этом не грубит, а изящно выдерживает свою линию. Это – образец так называемого ассертивного поведения.
Термин “ассертивность” происходит от английского глагола “to assert” – настаивать на своём, утверждать, заявлять, отстаивать свои права. Под ассертивным поведением понимают позитивное поведение цельного человека, который уважает себя и других, слушает, понимает и пытается достичь рабочего компромисса.
Это демонстрация вежливой настойчивости, это способность человека вести себя уверенно и доброжелательно; конструктивно отстаивать свои права, проявляя уважение к другим; при этом принимать на себя ответственность за свое поведение.
В детстве мы все усвоили урок «как себя вести хорошо». У кого-то это беспрекословное послушание, выполнение всех указаний родителей, у кого-то иная модель поведения - добиваться своего, не считаясь ни с кем и ни с чем. Детей редко уважают. Любят, как могут, заботятся, опекают, а вот с уважением, с учетом мнения ребенка, обычно плохо. Приходится детям усваивать предлагаемые способы психологического выживания в семье и пользоваться ими всю оставшуюся жизнь.
В любой ситуации мы используем какой-то стиль поведения – и в большой степени от него зависит полученный результат.
Мы можем вести себя пассивно – то есть не отстаивать свои права, избегать конфликтов, подчиняться решениям других и в результате терять контроль над происходящим.
Можем вести себя агрессивно – бросаться на проблему, как на амбразуру, требовать всего и сразу, навязывать собственное мнение, не учитывать интересы других, быть грубым, враждебным и непредсказуемым.
Обычно агрессивно или пассивно ведут себя люди с заниженной самооценкой, и обе эти позиции заведомо проигрышны.
Но есть и третий вариант поведения – ассертивность, «золотая середина» между агрессией и пассивностью.
Ассертивный человек действует без ненужного беспокойства или чувства вины. Ассертивные люди уважают себя и других людей и отвечают за свои действия и свой выбор. Они понимают свои потребности и просят открыто и прямо о том, что они хотят.
При получении отказа они могут загрустить или быть разочарованными, но их самовосприятие не омрачается.
Ассертивные люди показывают другим, как они хотели бы, чтобы с ними обращались. Они самодостаточны: «Вот что я думаю. Вот что я чувствую. Вот как я оцениваю ситуацию. А как насчет Вас? Если наши потребности конфликтуют, я, конечно же, готов рассмотреть различия, и, возможно, буду готов к компромиссу».
Философия поведения основана на предположении, что многие люди забыли, или им просто не говорили, что мы все равны и имеем равные права. Цель ассертивности - отстаивать свои права без нарушения прав других людей.
У меня есть право выражать свои чувства
У меня есть право выражать свои мнения и убеждения
У меня есть право говорить «да» или «нет»
У меня есть право менять свое мнение
У меня есть право сказать «Я не понимаю»
У меня есть право просто быть самим собой и не подстраиваться под других людей
У меня есть право не брать на себя ответственность за проблемы других людей
У меня есть право просить о чем-то других
У меня есть право устанавливать свои собственные приоритеты
У меня есть право на то, чтобы меня слушали и серьезно ко мне относились
У меня есть право делать ошибки и чувствовать себя комфортно, признавая их
У меня есть право быть нелогичным, принимая решения
Один из основателей бихевиоризма, Джон Уотсон, в 1920 году после ряда экспериментов на собаках и крысах, решил шагнуть дальше исследования животных. Так начался психологический эксперимент, который вошел в историю психологии под названием «Маленький Альберт». Изучая эмоции младенцев, Уотсон, среди прочего, заинтересовался возможностью формирования реакции страха применительно к объектам, которые ранее страх не вызывали. Ученый проверил возможность формирования эмоциональной реакции боязни белой крысы у 9-месячного мальчика Альберта, который крысу совсем не боялся и даже любил с ней играть.
В ходе эксперимента в течение двух месяцев младенцу-сироте из приюта показывали ручную белую крысу, белого кролика, вату, маску Санта-Клауса с бородой и т.д. Через два месяца ребенка посадили на коврик посередине комнаты и разрешили поиграть с крысой. Вначале ребенок совершенно не боялся крысы и спокойно играл с ней. Через некоторое время Уотсон начал ударять железным молотом по металлической пластине за спиной ребенка каждый раз, когда Альберт прикасался к крысе. После повторения ударов Альберт начал избегать контакта с крысой. Спустя неделю опыт повторили - в этот раз по полосе ударили пять раз, просто помещая крысу в колыбель. Младенец плакал уже лишь при виде белой крысы.
Еще через пять дней Уотсон решил проверить, будет ли ребенок бояться похожих объектов. Ребенок боялся белого кролика, ваты, маски Санта-Клауса. Поскольку громких звуков при показе предметов ученый не издавал, Уотсон сделал вывод о переносе реакций страха. Уотсон предположил, что очень многие страхи, антипатии и тревожные состояния взрослых формируются еще в раннем детстве. К сожалению, Уотсону так и не удалось избавить малыша Альберта от его беспричинного страха, который закрепился на всю оставшуюся жизнь.
И еще один подобный эксперимент. В 1939 году Уэнделл Джонсон из университета Айовы (США) и его аспирантка Мэри Тюдор провели шокирующий эксперимент с участием 22 детей-сирот из Дэвенпорта. Детей разделили на контрольную и экспериментальную группы. Половине детей экспериментаторы рассказали о том, насколько чисто и правильно они говорят.
Вторую половину детей ожидали неприятные минуты: Мэри Тюдор, не жалея эпитетов, язвительно высмеивала малейший недостаток их речи, в конце концов назвав всех жалкими заиками. В результате эксперимента у многих детей, которые никогда не испытывали проблем с речью и волею судьбы оказались в "негативной" группе, развились все симптомы заикания, которые сохранялись в течение всей их жизни.
Эксперимент, позже названный "чудовищным", долго скрывали от общественности из страха повредить репутации Джонсона: схожие эксперименты позже проводились над заключенными концлагерей в нацистской Германии.
Очень жестокие эксперименты. Есть о чем задуматься. Когда мы, родители, воспитывая ребенка, ограничиваем его во многих естественных проявлениях, ругаем за желание познать мир – залезть ли на дерево, померить ли глубину лужи, разобрать дорогую игрушку, чтобы узнать, а что же внутри? - задумайтесь, ведь мы, как Уотсон, формируем ребенку вечный страх познания всего нового, жажду развиваться и экспериментировать. И когда ребенок подрастает, удивительно, что мы же, родители, которые пугали и ограничивали его, начинаем ждать от него самостоятельности, креативности, желания учиться, умения принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность ….Вспомните исходы экспериментов – страх закрепляется на всю жизнь. Не наносите вред своему ребенку.
Очень хорошая статья от психолога Екатерины Бурмистровой про то, что происходит с нашими детьми, чем мы можем им помочь и как это делать правильно.
"Формирование воли и профессиональное самоопределение
Формирование воли подростка обычно происходит лет в 15–16, а начинается где-то с 10-11-12 лет. Если в 15–16 лет ребенок ничего не хочет: не хочет учиться, не представляет себе, кем он хочет быть, эту ситуацию можно и нужно исправлять, это не безнадежная ситуация, но она уже очень запущена. Таких историй становится все больше и больше. Но, к сожалению, об этом не пишут издания, которые читают родители, хотя давно уже пора. Мне кажется, эта ситуация не психологическая, а психо-социальная.
С начала 90-х годов в нашей стране произошли большие перемены. Нынешнее поколение родителей относится к тем, кто успел сформироваться до начала этих процессов или в самом начале 90-х. И нынешние подростки — дети безвременья, эпохи социальных катаклизмов. Как бы мы ни старались создать детям тепличные условия дома, все равно воздух перемен проникает в их жизнь.
Подростки так устроены — им интересно все, что происходит вокруг. Им часто интересно то, что нельзя. И им интересно то, что отличается от точек зрения родителей. А общественная ситуация как пруд, в котором все взбаламучено — старые конструкции разрушены, а новые не возникли. У детей отсутствует положительный образ страны, в которой они живут, национальности, к которой они относятся, они не видят положительных перспектив, динамики развития российского общества.
Например, кто сейчас герой современного российского сериала, даже если подростки его не смотрят? Бандит, мент, офисный планктон, что-то среднее между жуликом и менеджером и т. д.
Профессия или заработок?
Подростки растут в обществе, где совсем отсутствует профориентация. У нынешних подростков отсутствует идея, что профессия важна, и они больше думают не о профессии, а о заработке. Это то, что сильно поменялось за последние десятилетия. И если в советские годы концентрация на заработках считалась чем-то недостойным, то нынешние дети говорят, что неважно, кем я буду работать, главное — сколько денег я заработаю.
Я очень люблю рассказывать историю, которая была на празднике окончания детского сада. Детям была предложена игра — нарисован цветок, на лепестках которого были написаныразные профессии, отдельные цветки для девочек и мальчиков, и нужно было каждому ребенку взять один лепесток. Список профессий составляли воспитатели.
Каких профессий не было на цветке для мальчиков? Не было профессий: военный, космонавт, ученый, учитель, инженер, доктор, строитель, тракторист. В списке вообще не было никаких созидательных профессий. Так какие профессии были? Ди-джей, топ-менеджер, юрист, академик, банкир, бизнесмен, мотогонщик, спортсмен, президент. Такая же история была и у девочек. Были написаны профессии: модель, актриса, дизайнер, домохозяйка, стилист. Это хорошо отражает рейтинг нынешних профессий.
Сложности в выборе профессии
Профориентация — это и то, как родители реагируют на выбор профессии ребенка. Если он скажет, что хочет быть учителем, то наверняка родители скажут: «О, нет. У учителей очень маленькая зарплата». И профориентация состоит в том, кого ребенок постоянно видит в телевизоре: у кого берут интервью, кто постоянно участвует в разных передачах. Реально, настоящей профориентацией никто не занимается. И статус созидательных профессий сильно упал. Конечно, рейтинговые профессии описываются с лучших сторон, но никто не говорит о конкуренции, психологических кризисах, о тоске, которая постигает тех же топ-менеджеров на десятом году работы.
В советское время в школе был предмет — ОПК. Пусть там не было совершенства, но дети осваивали разные профессии — повара, швеи, декоратора, реставратора, шофера, переплетчика. Ребенок сейчас может выбрать профессии согласно диапазону возможностей большого города. А что ребенок видит в мегаполисе? Дворников-таджиков, которые получают копейки, продавцов-молдаван, водителей-армян, тетенек в метро, задерганных учителей. Это, конечно, усугубление, но в целом так и есть. В стране отсутствует инвестирование в науку, отсутствуют структуры, поддерживающие промышленность и сельское хозяйство.
То есть у нынешних детей не может не быть проблем с выбором профессии. Все переносится только на семью. Только семья реально может помочь подростку в выборе профессии. Хотя именно в семье могут «обломать крылья» детской мечте. И родители, как правило, не дают детям право на ошибку в выборе профессии. Да и как дети сделают ошибки или хоть какой-то выбор в жизни и профессии, если родители до десятого класса везде детей сопровождают?
Несамостоятельность современных детей
Несамостоятельность закладывается в системе образования с начальных классов. И родителям приходится делать уроки с ребенком в первом классе, в пятом классе, причем это очень поощряется учителями. Потом родители или возят ребенка к репетиторам, или репетиторы приезжают к ребенку. Это очень важно — от кого исходит волевая интенция. Очень долго волевая интенция исходит от родителей — так устроено наше общество и так устроено наше образование. Вот цитата с родительского собрания в 8-ом классе: «Мамаша, вы недорабатываете, у вас по физике две самостоятельные на тройки».
Ребенок сейчас воспринимается как некий резервуар, который нужно наполнить информацией — качественнее, быстрее, больше. Ребенок воспринимается как реципиент, как получатель знаний. Он не активен в этом процессе. И уже в подростковом возрасте начинается протест — кто-то делает пирсинг на все части тела, кто-то кует железные доспехи и уходит играть в ролевые игры, кто-то находит более жесткие формы протеста.
Есть выход?
Как всего этого избежать? Мое мнение — хотя бы не делать с ребенком уроки. Не делать настолько, насколько его психотип позволяет, в начальной школе нужно научить делать уроки. Стараться не делать уроки с ребенком, и ни в коем случае — за него. Проверять — по требованию, когда ребенок просит проверять.
И школа не должна быть единственной областью функционирования ребенка. У ребенка должны быть впечатления помимо потребления информации. Хотя бы футбол после школы, а не только английский язык. Необходимы впечатления, связанные с деятельностью руками, телом, с социальными отношениями помимо потребления информации от педагогов разных заведений.
Мне кажется, мегаполис — очень узкий мир, он очень фрагментирован, мы не видим полной картины. У детей при огромном потоке информации крайне сужена социальная среда. В советское время было принято возить школьников на фабрики, заводы, сейчас этого нет. Поэтому задача родителей — расширять опыт ребенка, и социальный, и тот, когда ребенок может что-то сделать руками. Ведь ребенок очень долго помнит что-то сделанное им самим, например, испеченное печенье, сваренное мыло.
А огромный поток информации только дезориентирует ребенка, он не понимает, зачем учить химию или физику, например.
Еще важный момент: и в обществе, и в образовании у детей ориентированность направлена не на процесс, а на результат. Средний результат никого не интересует. Детей заставляют играть не на своем уровне. Дети, особенно старшие в семье, часто находятся под большим прессингом родительских ожиданий. Они должны реализовать все, что не реализовали родители, и еще, возможно, и бабушки, и дедушки.
Получается, что ребенок в классе — один из тридцати. А по ожиданиям семей примерно 27 из 30 должны быть первыми. Это очень сложно, и это очень подогревается в обществе — все эти рейтинги, конкурсы т.п. И дети часто теряют мотивацию, понимая, что они не могут быть первыми.
Ко мне приходят на консультации подростки, и в числе других вопросов я спрашиваю: «А в вашей школе учиться модно?» Как правило, говорят, что учатся несколько человек, а большинству на все наплевать.
Нет готовых ответов
Мне бы хотелось, чтобы родители не ждали готовых ответов на подобные вопросы, а сами составили набор вопросов — себе, друг другу в родительской паре, педагогам ребенка, ребенку. Надо понять, где недостаточно ответов на эти вопросы.
И еще хочу напомнить один из великих, прочно укоренившихся мифов, что школа профориентирует, и ребенок может сам разобраться с выбором профессии. Это, увы, не так. Ребенок может профориентироваться только в семье, общаясь с родителями и другими взрослыми. Иначе родители эту тему передают непонятно кому — или медийной среде, или друзьям-подросткам, или просто чужому дяде. Это родители должны знать.
Главное, чтобы дети чувствовали интерес родителей к теме их будущей профессии. Хорошо, если дети включатся в диалог, или даже полифонию мнений, или даже отчасти в спор."
Тема зависимости (будь то зависимость от химических веществ, от азартных игр, от унижающих отношений с партнером…) – одна из самых сложных тем в терапии, т.к. зависимое поведение переживается как эго-синтонное – как собственный выбор, более того, как единственное ценное удовольствие. Формирование зависимости происходит в раннем детском возрасте в ответ на невозможность удовлетворения тех или иных потребностей ребенка значимым взрослым в тот период развития, когда у ребенка еще недостаточно собственных ресурсов для выживания. В дальнейшем ребенок развивает и закрепляет такие формы поведения, которые помогают ему избегать того ужаса, гнева, страха, которые он пережил в момент травмы. Это либо «прилипающее, угодливое» поведение, которое направлено на сохранение лояльности партнера любой ценой, либо отчужденное, настороженное поведение, которое направлено на удерживание партнера на расстоянии от себя, «непривязанность» к людям. И то, и другое – проявление несвободы: в первом случае невозможно «отойти», во втором «подойти» к людям. Зависимости, демонстрирующие высшую степень свободы от отношений и одновременно сильнейший страх одиночества – зависимость от химических веществ, игр, пищевая зависимость и т.д.
Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к полному разрушению уверенности в себе, сужению социальной активности, к потере контакта с собственными потребностями, блокировке развития, распаду отношений.
Зависимым людям свойственно переживание пустоты, скуки, подавленности в отсутствие объекта зависимости, сдерживание негативных чувств, соматизация, депрессия. Так как зависимое поведение не одобряется социумом, параллельно идут стыд, вина за свое зависимое поведение и страх от него отказаться, потому что за ним, за этим страхом стоит ужас одиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляется амбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, и страх ее «потревожить».
Зависимый человек – пограничная личность, особенностями которой являются примитивные механизмы защиты, нарушение тестирования реальности, низкая способность к сублимации, низкая толерантность к тревоге, быстрый регресс на более раннюю стадию развития в стрессовой ситуации.
Психотерапия – это процесс «подращивания» пациента с того момента, когда сформировавшееся зависимое поведение практически остановило его духовное развитие. В таких случаях особенную ценность приобретает групповая терапия, помогающая получить навыки социального общения, дающая возможность справиться с чувствами стыда и вины через сопереживание и принятие себя и других членов группы.