Как вам кажется, почему одни из нас открыты миру и с удовольствием и доверием вступают в новые отношения, а других останавливает страх предательства и убежденность, что людям доверять нельзя? В 1960-70 гг. английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби решил исследовать динамику долговременных отношений между людьми и на основе этого создал свое теорию привязанности. Наиболее важное положение этой теории состоит в том, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения с близким человеком, который бы достаточно хорошо о нём заботился.
Боулби утверждал, что страх одиночества - один из самых сильных страхов в человеческой жизни. За этим страхом стоят веские биологические причины. На протяжении всей истории человечества людям удавалось наиболее эффективно выдерживать кризисы и противостоять опасностям с помощью своих близких. Таким образом, потребность в тесных связях заложена в нашей природе.
В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения с ребенком у малыша складывается определенный тип привязанности к близким людям.
Наиболее популярной методикой оценки качества привязанности ребенка к взрослому стал эксперимент американского психолога Мэри Эйнсворт. В 1969 г. М. Эйнсворт предложила эксперимент «незнакомой ситуации». Речь идет об исследовании поведения ребенка возрасте 1 года, от которого на некоторое время уходит мать, оставляя его играть одного или с незнакомым человеком. Также изучалось, как ребенок встречает свою мать после длящейся несколько минут разлуки. Мэри заметила, что у матерей, имеющих хороший эмоциональный контакт со своим ребенком, дети меньше плакали; они не очень сильно огорчались после ухода матери, вступали в общение с незнакомцем и исследовали новое помещение (например, играли в игрушки), а когда мама возвращалась, радовались и тянулись к ней. Такой тип привязанности получил название «безопасная привязанность». Другой вариант поведения – когда дети не возражали против ухода матери и продолжали играть, не обращая внимания и на ее возвращение, получил название «избегающая привязанность». И, наконец, поведение детей третьей группы, которые очень сильно огорчались после ухода матери, а когда она возвращалась, как будто стремились к ней, цеплялись, но тут же отталкивали и сердились, назвали "амбивалентной привязанностью». Два последних типа привязанности, которые не способствуют развитию психических функций у детей, формируются, когда происходит общение с матерями ригидными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»). А ведь в нашей стране выросло целое поколение детей, которых старались «не приручать к рукам»!! То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.
Одно из главных положений теории привязанности состоит в том, что в своей дальнейшей жизни человек будет воспроизводить модели привязанности, сформировавшиеся у него в раннем детстве при взаимодействии с родителем. Различия в типе привязанности приводят к тому, что одни люди уверены в себе, открыты опыту, стойко переносят разлуку; другие тревожатся по поводу возможного пренебрежения, отвержения или одиночества; а третьи не доверяют окружающим, самодостаточны, замкнуты и враждебны.
То есть, опыт привязанности, в конечном счете, интериоризуется в представления и ожидания в отношении других людей и собственного Я, - в представления, которым суждено влиять на личность на протяжении всей жизни человека.
Боулби изучал также эффекты интернатской депривации. Его особенно поразила неспособность многих детей, воспитывавшихся в детских домах, установить в дальнейшей жизни глубокие отношения привязанности. Он называл этих индивидуумов "личностями, лишенными любви"; такие индивидуумы используют людей только в собственных интересах и кажутся неспособными завязать с другим человеком любящие, продолжительные отношения. Поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение нормального раннего периода(до 8-9 мес) – возраст, когда практически все дети испытывают страх разлучения со значимым взрослым, во взрослой жизни их отношения остаются поверхностными.
Еще больше Боулби занимали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность, а затем он страдал от разлучения. Перелом во взглядах на такие ситуации был вызван научным фильмом, который снял коллега Боулби Джеймс Робертсон. Фильм запечатлел 8-дневную госпитализацию 2-х летней девочки Лоры. Посещения Лоры членами ее семьи были ограничены, и страдания маленькой девочки произвели глубокое впечатление на всех, кто смотрел фильм.
Согласно Боулби и Робертсону, эффекты разлучения, как правило, протекают по следующему сценарию. Сначала дети протестуют; они плачут, кричат и отвергают все виды заботы, предлагаемой взамен. Далее они проходят через период отчаяния; они затихают, уходят в себя, становятся пассивными и, по-видимому, находятся в состоянии глубокой печали. Наконец, наступает стадия отчужденности. В этот период ребенок более оживлен и может принять заботу медсестер и других людей. Больничный персонал может посчитать, что ребенок поправляется. Однако не все так хорошо. Когда мать возвращается, ребенок не хочет ее признавать: он отворачивается и, по-видимому, потерял к ней всякий интерес.
К счастью, большинство детей восстанавливают свою связь с матерью спустя какое-то время. Но если разлучение было продолжительным и ребенок лишился других опекунов (например, медсестер), он может навсегда утратить доверие к людям.