Тема зависимости (будь то зависимость от химических веществ, от азартных игр, от унижающих отношений с партнером…) – одна из самых сложных тем в терапии, т.к. зависимое поведение переживается как эго-синтонное – как собственный выбор, более того, как единственное ценное удовольствие. Формирование зависимости происходит в раннем детском возрасте в ответ на невозможность удовлетворения тех или иных потребностей ребенка значимым взрослым в тот период развития, когда у ребенка еще недостаточно собственных ресурсов для выживания. В дальнейшем ребенок развивает и закрепляет такие формы поведения, которые помогают ему избегать того ужаса, гнева, страха, которые он пережил в момент травмы. Это либо «прилипающее, угодливое» поведение, которое направлено на сохранение лояльности партнера любой ценой, либо отчужденное, настороженное поведение, которое направлено на удерживание партнера на расстоянии от себя, «непривязанность» к людям. И то, и другое – проявление несвободы: в первом случае невозможно «отойти», во втором «подойти» к людям. Зависимости, демонстрирующие высшую степень свободы от отношений и одновременно сильнейший страх одиночества – зависимость от химических веществ, игр, пищевая зависимость и т.д.
Общим для этих зависимостей является то, что все они ведут к полному разрушению уверенности в себе, сужению социальной активности, к потере контакта с собственными потребностями, блокировке развития, распаду отношений.
Зависимым людям свойственно переживание пустоты, скуки, подавленности в отсутствие объекта зависимости, сдерживание негативных чувств, соматизация, депрессия. Так как зависимое поведение не одобряется социумом, параллельно идут стыд, вина за свое зависимое поведение и страх от него отказаться, потому что за ним, за этим страхом стоит ужас одиночества или унижения, связанный с базовой травмой. В этом проявляется амбивалентность зависимого человека: и желание избавиться от зависимости, и страх ее «потревожить».
Зависимый человек – пограничная личность, особенностями которой являются примитивные механизмы защиты, нарушение тестирования реальности, низкая способность к сублимации, низкая толерантность к тревоге, быстрый регресс на более раннюю стадию развития в стрессовой ситуации.
Психотерапия – это процесс «подращивания» пациента с того момента, когда сформировавшееся зависимое поведение практически остановило его духовное развитие. В таких случаях особенную ценность приобретает групповая терапия, помогающая получить навыки социального общения, дающая возможность справиться с чувствами стыда и вины через сопереживание и принятие себя и других членов группы.
|